Основанием для уголовного преследования является заведомо ложная информация о готовящихся взрыве, поджоге либо иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Сообщение может быть направлено любым способом: по телефону, через Интернет, любым иным способом (записка и т.д.). Адресатом не обязательно являются правоохранительные органы, оно может быть передано и непосредственно в учреждение или организацию, на чью нормальную работу стремится повлиять виновный. Обязательным условием также являются хулиганские побуждения преступника. При этом, излишне проявленная бдительность не наказуема, даже если информация о возможных террористических действиях не подтвердилась.
Сообщение, отвечающее перечисленным требованиям, влечет ответственность по ч.1 ст. 207 УК РФ и наказание в виде штрафа от 200 до 500 тыс. рублей, либо ограничение свободы до 3 лет, или принудительных работ от 2 до 3 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 УК РФ, если «заминированными» оказываются объекты социальной инфраструктуры: больницы, школы, вокзалы, заведения, связанные с отдыхом и досугом, либо преступные действия повлекли ущерб свыше одного млн рублей, виновному грозит наказание в виде штрафа от 500 тыс. до 700 тыс. рублей, либо лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.
Дестабилизация деятельности органов государственной власти путем «телефонного терроризма» влечет еще более строгую ответственность – штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей, либо лишение свободы на срок от 6 до 8 лет.
Следует помнить, что подобные действия, даже если совершаются из хулиганских побуждений (сорвать уроки, «наказать» за хамство и т. д.), из-за создаваемой атмосферы страха и паники могут повлечь по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. В этом случае, в соответствии с ч.4 ст. 207 УК РФ наказание назначается в виде штрафа от 1,5 до 2 млн рублей либо лишения свободы от 8 до 10 лет.
Проверка поступивших сообщений, даже при их очевидной ложности, всегда проводится полно и тщательно: с эвакуацией зданий, выездом большого количества полицейских, саперов, проверкой всех помещений.
Расходы, понесенные государством, нередко измеряются в сотнях тысяч рублей, и виновный обязан их возместить в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Это является формой материальной ответственности преступника за противоправные действия.
Несмотря на то, что в «телефонном терроризме» обычно нет потерпевшего-гражданина, бесцельное расходование и отвлечение контртеррористических сил и средств ставит под угрозу общественную безопасность в целом и именно поэтому влечет привлечение к уголовной ответственности. Кроме уголовного наказания, виновный несет и гражданскую ответственность за ложное сообщение о терроризме. К нему может быть предъявлен иск:
– о возмещении ущерба, причиненного здоровью (при получении людьми увечий в результате давки, причиной которой послужил звонок о взрыве);
– о возмещении морального вреда;
– о возмещении материального ущерба;
– о возмещении государственных затрат (выезд скорой помощи и полиции, участие спецподразделений (кинологи, взрывотехники, снайперы).