Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) в соответствии с полномочиями, утвержденными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п, устанавливает тарифы на товары (услуги) в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Формирование тарифов на коммунальные услуги, по которым потребители рассчитываются с поставщиками коммунальных услуг, производится РСТ Югры исходя из необходимых экономически обоснованных в соответствии с требованиями законодательства расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников, и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги.
Величина тарифов определяется с учетом технико-экономических показателей систем коммунальной инфраструктуры, созданных в муниципальных образованиях, которые зависят от КПД эксплуатируемого оборудования, вида топлива, уровня автоматизации технологического процесса, протяженности инженерных сетей, загрузки основных производственных фондов, объема реализации коммунальных ресурсов, а также наличия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы модернизации и реконструкции коммунальных систем.
Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом цен на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, поэтапным доведением заработной платы до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, а также (в некоторых случаях) снижением объемов реализации коммунальных услуг, связанным с погодными условиями и энергосбережением потребителей.
Одним из принципов тарифного регулирование является достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов. Данный принцип достигается путем установления тарифов на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от поставки ресурсов в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, включающих налоговые и иные обязательные платежи, с одной стороны, и обеспечения доступности коммунальных ресурсов для потребителей, с другой стороны.
Определение РСТ Югры экономически обоснованных расходов производится согласно норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством в регулируемых сферах деятельности.
Для информирования граждан на официальном сайте РСТ Югры – www.rst.admhmao.ru размещена информация:
- об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги: баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Цены, тарифы»;
- о принятых РСТ Югры приказах: раздел «Документы» подраздел «Приказы службы»;
- о законодательстве, которым руководствуется РСТ Югры при регулировании тарифов: раздел «Документы» подраздел «Законодательство»;
- о расходах и производственных показателях, принятых в тарифах, отраженных в протоколах заседаний правления.
Повышение тарифов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сопровождается социальной защитой граждан с низким уровнем доходов.
В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на получение субсидии.
Для получения разъяснений и предоставления субсидий по оплате за жилищные и коммунальные услуги необходимо обращаться в Управления социальной защиты населения по месту жительства, контакты которых размещены на официальном сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в нижней части страницы раздела «Контакты».
Очередное изменение тарифов и платы граждан за коммунальные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры произойдет с 1 июля 2022 года, при этом, новые значения в платёжных документах мы увидим в августе.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – плата за коммунальные услуги), рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Информационный инструмент «Калькулятор коммунальных платежей для граждан», позволяющий самостоятельно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги и оценить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям размещен на официальном сайте постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 (в редакции от 08.12.2021) «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2023 годы».
С 2014 года увеличение тарифов происходит 1 раз в год с 1 июля в рамках предельных уровней роста платы граждан за коммунальные услуги, утверждаемых Правительством Российской Федерации и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Тарифы на коммунальные услуги на текущий год cформированы с учетом предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленных постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 (в редакции от 08.12.2021) «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2023 годы» (далее – постановление Губернатора Югры) и параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанного Минэкономразвития России и одобренного Правительством Российской Федерации 21.09.2021.
На 2022 год распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 3073-р и от 15.11.2018 № 2490-р утверждены:
индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Югре к декабрю 2021 года: с 1 января – 0 %, с 1 июля – 3,4 %;
предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины среднего индекса по Югре к декабрю 2021 года: с 1 января – 0 %, с 1 июля – 2 %.
С учетом предельно допустимого отклонения размер предельного (максимального) индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях автономного округа (далее – предельные индексы) с 1 июля 2022 года не должен превышать 5,4 % (к декабрю 2021 года).
На основании вышеуказанных ограничений, постановлением Губернатора Югры (в ред. от 08.12.2021) для 96 муниципальных образований автономного округа предельные индексы на 2022 год установлены в размерах:
с 1 января (к декабрю 2021 года):
- 0% для всех муниципальных образований
с 1 июля (к декабрю 2021 года):
3,4% для 88 муниципальных образований;
не более 5,4% для 7 муниципальных образований:
4,0% для г. Сургута (на основании обращения Главы г. Сургута к Губернатору Югры, в целях планомерного перехода на полную оплату гражданами услуг горячего водоснабжения);
4,7% для г.п. Октябрьское и
5,4% для г.п. Приобье, с.п. Карымкары, с.п. Малый Атлым, с.п. Шеркалы, с.п. Каменное Октябрьского района (на основании обращения Главы Октябрьского района к Губернатору Югры, в целях планомерного перехода на полную оплату гражданами коммунальных услуг);
7,1% для г. Покачи (на основании решения Думы г. Покачи, в целях соблюдения долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоотведения, установленных в рамках заключенного концессионного соглашения (подпункт «д» пункта 46 постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 400). Решение Думы города рассмотрено и одобрено общественным советом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при муниципальном образовании. Применение основания установления предельного индекса по г. Покачи согласовано Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, в платежках с июля 2022 года рост совокупной платы за коммунальные услуги в сопоставимых условиях не должен быть выше предельного индекса, установленного Постановлением Губернатора Югры, по сравнению с декабрем 2021 года.
Для того, чтобы самостоятельно сравнить рост платы за коммунальные услуги в 2022 году (с июля по декабрь) с установленным пределом, необходимо:
1) сложить плату за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с ТКО) из платежки за декабрь 2021 года;
2) определить плату за коммунальные услуги в сравниваемом месяце 2022 года (с июля по декабрь) в сопоставимых условиях:
а) найти используемый в расчете объем коммунальной услуги:
если плата за услугу рассчитывается по нормативу, то перемножить норматив на показатель, к которому применяется норматив (например, если плата за холодную воду рассчитывается по нормативу 3,0 м3 на 1 человека в месяц, то при 3-х проживающих объем холодной воды = 3,0 * 3 = 9,0 м3);
если плата за услугу рассчитывается по прибору учета, то в расчете необходимо применять объем декабря 2021 года;
б) найти плату за каждую коммунальную услугу перемножив найденный объем (см. пункт а)) на тариф из платежки 2022 года (с июля по декабрь);
3) рассчитать изменение совокупной платы за коммунальные услуги в процентах, поделив получившуюся плату за сравниваемый месяц 2022 года (с июля по декабрь) на аналогичный показатель за декабрь 2021 года, далее умножить на 100 и вычесть 100.
Получившийся показатель и будет фактическим изменением платы за коммунальные услуги по конкретной квартире, который сравнивается с установленным Постановлением Губернатора Югры предельным индексом по соответствующему муниципальному образованию.
При этом, если гражданин проживает в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, в соответствии со статьей 154 раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в расчете индекса роста платы за коммунальные ресурсы учитывается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, водоотведение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН), в остальных случаях в расчет платы указанные затраты не включаются.